Международный день ПДД


Сегодня, 14 августа, все участники движения на дороге празднуют важную дату. Именно в этот день во Франции в 1893 году был опубликован первый текст правил дорожного движения для автомобилистов и выданы первые в мире права на вождение.

Первые попытки упорядочить городское движение были предприняты в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н.э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, куда набирали в основном бывших пожарных из числа вольноотпущенников.

С появлением конных повозок появились сложности с передвижением на дорогах. Двигаясь навстречу друг другу, они часто сталкивались и создавали трудности для пешеходов. Чтобы упорядочить движение, создавались царские Указы, которые определяли правила езды конного транспорта и меры наказания нарушителей. Это и были первые правила дорожного движения.

В 1909 г. в Париже была принята международная Конвенция по автомобильному движению, в соответствии с которой были введены первые дорожные знаки, указывающие на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровности на проезжей части. А в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению с участием СССР приняли Конвенцию о введении единообразия в сигнализацию на дорогах. В этом же году в Советском Союзе подписали письмо «О порядке организации надзора за выполнением правил уличного движения», а спустя пять лет была создана госавтоинспекция.

В этот же день в Париже префект полиции Парижа Луи Лепин вручил ныне неизвестному французскому автомобилисту документ под названием «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Подобные документы выдавались без каких-либо экзаменов, а для их получения достаточно было продемонстрировать представителям полиции умение управлять собственным автомобилем.

Обязательный экзамен впервые был введён в Чикаго в 1899 году, а в Европе — к 1934 году. Первый российский шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году.

В 1909 году Россия присоединилась к международной Конвенции о передвижении автомобилей, и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа. Дореволюционные российские водительские удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения нужно было сдать экзамен, на котором проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.

В 1936 году выдавать «права» приобрели единую форму и новое название «удостоверение шофёра». Документы начали выдавать органы внутренних дел. В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.

Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную функцию: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного (требовался паспорт или иное удостоверение личности). После распада СССР талонно-балльная система учета нарушений ПДД была отменена и её заменила система штрафов.

Добавим, единые правила дорожного движения в России появились в 1940 году, а их эволюция заняла десятилетия. В своей основе современный свод правил представляет собой точную систему, которая позволяет снизить риски дорожно-транспортных происшествий и обезопасить передвижение.

image_printВерсия для печати